Ситуация:
Может ли расчетный центр определить за потребителя способ доставки квитанций: на адрес электронной почты или на бумаге? Каким документом это должно быть оформлено?
Решение:
Расчетный центр не может самостоятельно определять способ доставки квитанций для потребителя (физического лица). Способ доставки платежных документов должен быть согласован между расчетным центом и потребителем.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ). На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде (пункт 31 постановления от 27 июня 2017 года N 22).
В пункте 5 типового договора на коммунальные услуги, утвержденного в приложении N 1(1) к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что доставка платежных документов на оплату коммунальных услуг и уведомлений, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрен порядок направления, осуществляется следующим способом (нужное заполнить):
- по почтовому адресу;
- по адресу электронной почты (без направления копии на бумажном носителе);
- через личный кабинет потребителя на официальном сайте ресурсоснабжающей организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть Интернет);
- иной способ, согласованный сторонами.
Если способ доставки не указан сторонами в настоящем договоре, то доставка осуществляется по почтовому адресу жилого помещения потребителя, в отношении которого заключается настоящий договор.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 13 февраля 2024 г. N 3643-ОГ/00 разъяснило, что
ресурсоснабжающая организация по общему правилу обязана предоставлять потребителям квитанции на бумажном виде, если иной способ не выбран самим потребителем или иное не указано в договоре с ресурсоснабжающей организацией. Для направления квитанций в электронном виде необходимо направить собственнику предложение о получении платежных документов по электронной почте, а также заключить дополнительное соглашение к договору об этом.
Документы КонсультантПлюс для ознакомления:
- {<Письмо> Минстроя России от 13.02.2024 N 3643-ОГ/00 <О платежных документах по оплате жилищных и коммунальных услуг> {КонсультантПлюс}}
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.08.2024) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») {КонсультантПлюс}


